Профессиональны юридические услуги

ТЕЛЕФОН ЮРИСТА: 8-904-581-24-30

2023-07-01

Ответственность по ч.3 ст.12.8 КоАП РФ

Ответственность по ч.3 ст.12.8 КоАП РФ
Действия лица по управлению транспортным средством в состоянии опьянения подлежат квалификации по части 3 статьи 12.8 КоАП РФ, а не по части 1 указанной статьи в том случае, если это лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии с положениями статьи 4.6 КоАП РФ, в том числе после истечения срока ранее назначенного ему лишения права управления транспортными средствами, и оно не выполнило условия, необходимые для возврата сданного водительского удостоверения (часть 4.1 статьи 32.6 КоАП РФ).

Судебная практика

Постановлением мирового судьи Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста.

Постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Б. состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд, должностное лицо МВД России просило об отмене постановления судьи кассационного суда общей юрисдикции, считая его незаконным. Возражения Б. на поданную жалобу в установленный срок не представлены. Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Верховного Суда пришел к следующим выводам (№ 86-АД22-2-К2).

В соответствии с частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ (цитируемые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Б. к административной ответственности) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет назначение административного наказания.

В силу части 3 статьи 12.8 названного кодекса административная ответственность наступает за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

3 июня 2021 г. Б. в нарушение требований пунктов 2.1.1, 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, не имея права управления транспортными средствами, управлял мопедом, находясь в состоянии опьянения, что послужило основанием для привлечения его мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ.

С такими выводами мирового судьи не согласился судья кассационного суда общей юрисдикции, который отменил постановление мирового судьи и прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Б. состава административного правонарушения.

При этом судья кассационного суда, отменяя постановление мирового судьи и прекращая производство по делу, не учел следующее.

В ходе производства по делу было установлено, что Б. имеет водительское удостоверение со сроком действия с января 2016 года по январь 2026 года.

Постановлением мирового судьи от 4 июня 2018 г. Б. был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 12.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа и лишения права управления транспортными средствами сроком на полтора года.

Постановлением мирового судьи также от 4 июня 2018 г. Б. также был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год.

Указанные постановления вступили в законную силу 26 июня 2018 г.

Водительское удостоверение на право управления транспортными средствами было изъято у Б. 5 июля 2018 г.

После отбытия административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами с учетом требований части 3 статьи 32.7 КоАП РФ Б. не выполнил условия, предусмотренные положениями части 4.1 статьи 32.6 данного кодекса и необходимые для возврата ранее сданного водительского удостоверения.

С учетом положений пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» на момент совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, - 3 июня 2021 г., Б. не являлся лицом, лишенным права управления транспортными средствами, однако считался подвергнутым наказанию в соответствии с положениями статьи 4.6 данного кодекса и не имел права управления транспортными средствами в связи с невыполнением требований части 4.1 статьи 32.6 КоАП РФ.

Таким образом, действия Б. подлежали квалификации по части 3 статьи 12.8 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах судьей Верховного Суда постановление судьи кассационного суда общей юрисдикции изменено путем исключения из него выводов о том, что действия Б., управлявшего 3 июня 2021 г. транспортным средством в состоянии опьянения, подлежали квалификации по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ, а также о прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 данного кодекса.

Исходя из того что на момент рассмотрения дела в Верховном Суде срок давности привлечения Б. к административной ответственности истек, то производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности).